БАЭЗ Джоан - БА́ЭЗ (Baez) Джоан Чандоз (р. 9 января 1941, Стэйтен-Айленд, штат Нью-Йорк), американская фолк (см. ФОЛК-РОК)-певица, автор песен, общественный деятель.
Ее плачущее сопрано - один из самых выдающихся голосов поп-музыки. Баэз впервые выступила на Ньюпортском фолк-фестивале в 1959, затем выступала в клубах Бостона и Новой Англии с программой традиционных песен. Первые четыре альбома Баэз содержали старинные английские и американские баллады, но во время борьбы за гражданские права имя певицы стало ассоциироваться с движением протеста. Ее версия старой негритянской песни We Shall Overcome, впервые вышедшая на концертном альбоме Joan Baez In Concert, Part 2, стала неофициальным гимном движения. На этом альбоме также была записана песня Боба Дилана (см. ДИЛАН Боб) Don"t Think Twice, It"s All Right. Она стала первым проявлением романа Баэз и Дилана. В течение многих лет Баэз записала огромное количество его песен, в том числе Farewell Angelina и Love Is Just A Four Letter Word, которые не выходили на официальных альбомах Дилана.
Певица принимала активное участие в общественной жизни, в 1960-е годы она основала Институт изучения ненасилия (Institute for the Study Of Nonviolence), за участие в антивоенных демонстрациях она дважды подвергалась аресту. В конце 1960-х годов Баэз стала сочинять собственные песни. В 1968 Баэз вышла замуж за Дэвида Харриса (David Harris), активиста антивоенного движения, который позже был приговорен к тюремному заключению за антиправительственные акции. Они расстались в 1972.
В 1973 вышел ее альбом 1973 года Where Are You Now My Son, в который были включены записи, сделанные певицей в Северном Вьетнаме. Альбом 1975 года Diamonds And Rust принес певице некоторый коммерческий успех. Песню, давшую название этой работе, до сих пор считают лучшей в творчестве Баэз.
После десяти лет разрыва отношения Баэз и Дилана продолжились - они соединили усилия в легендарном «Ревю ревущей бури» (Rolling Thunder Revue). Это вдохновило Баэз на удивительно самоуглубленный альбом Gulf Winds, в песнях которого авторский талант певицы раскрывался в новых и неожиданных направлениях. В 1979 она основала Humanitas International, группу защиты прав человека быстрого реагирования. В 1989 Баэз выпустила альбом Speaking Of Dreams, отметивший 30-летие ее творческой деятельности, где были записаны дуэтные номера со старыми друзьями Полом Саймоном (см. САЙМОН ЭНД ГАРФАНКЕЛ) (Paul Simon) и Джексоном Брауном (Jackson Browne), а также - совершенно неожиданно - с Gipsy Kings, аккомпанировавшими певице в версии известного шлягера Фрэнка Синатры (см. СИНАТРА Фрэнк) My Way.
В последние годы Баэз уделяла больше внимания социальной активности, нежели концертам и записи альбомов. Труд ее на обоих поприщах был отмечен многими наградами, несколько университетов присвоили ей звание почетного доктора. В 1980-е годы Баэз нашла новую аудиторию в лице молодых, социально озабоченных европейцев - «детей восьмидесятых», как она назвала их в одной из новых песен (The Children Of The Eighties). Вышедший в конце 1992 альбом Play Me Backwards с его мягким звучанием более ориентирован на рок (см. РОК-МУЗЫКА), нежели на фолк. Следующие два альбома вышли с большими перерывами: Gone From Danger (1997) и Dark Chords On A Big Guitar (2003).